С
первых дней появления на свет вся жизнь человека направлена на познание
окружающего мира – той среды, в которой мы живём, учимся, работаем, отдыхаем.
Природа наделила человека зрением – бесценным
даром, благодаря которому мы получаем 90 % информации, воспринимаемой из
внешнего мира.
Но
как быть, если с раннего детства этот процесс восприятия нарушен? МОУ
«Начальная школа - детский сад компенсирующего вида» № 1 посещают дети с
различными дефектами зрения. Они почти не отличаются от своих хорошо видящих
сверстников – такие же активные исследователи всего нового, так же любят
играть, веселиться. Но всё, же нарушение функции видения у детей с патологией
зрения вызывает значительные затруднения в познании окружающей среды.
Как
видят эти дети мир – мир красочный, яркий, многогранный, быстродвижущийся?
Всегда ли им комфортно в нём?
Дети,
имеющие нарушение зрения легче воспринимают плоские предметы, затруднено
восприятие объёма, оценка глубины пространства; многие испытывают трудности в
фиксации взора. В связи с этим они видят окружающий мир на суженой основе, и видят
фрагментарно, нечётко, в уменьшенном виде.
Проработав
много лет с детьми, имеющими зрительные нарушения, я заметила, что у них слабо развита зрительно – моторная координация,
недостаточно развита тонкая моторика, наблюдаются отклонения в темпе и ритме
действий. Часто дети испытывают неуверенность при выполнении даже простых
заданий. А активное познание мира возможно только в движении, в действии.
Значит, чем точнее будут детские движения, тем богаче будут ощущения ребёнка,
тем ярче, глубже и осмысленнее будет проходить знакомство ребёнка с окружающей
средой и практическое её освоение.
Для
ребёнка с патологией зрения очень важно самому познавать мир, делать свои
открытия. Поэтому для полноценного их развития решающее значение имеет
организация активной, самостоятельной деятельности, способствующей обогащению
представлений ребёнка об окружающем мире. Но к самостоятельной деятельности
ребёнка надо подготовить. Для этого необходимо развивать процессы детского восприятия
на основе двигательно - кинестетических ощущений, речи, памяти. При этом в
восприятии, регуляции и контроле действий ребёнка, наряду со зрением, участвуют
сохранные анализаторы, то есть развиваются полисенсорные связи.
В связи с этим одной из важных задач
моей педагогической деятельности является помощь детям в освоении окружающего
мира посредством дидактических игр и упражнений на развитие осязания и мелкой
моторики.
«Игра
– огромное светлое пятно, через которое в духовный мир ребёнка вливается
живительный поток представлений и понятий об окружающем мире….» (В.А.
Сухомлинский). Для ребёнка с ослабленным зрением это светлое пятно должно быть
и достаточно видимым, и особо осязаемым.
Опыт
работы убеждает, что именно осязание является мощным средством компенсации
нарушенного зрения и позволяет ребёнку наиболее тонко познать признаки и
свойства предметов.
Таким
образом, осязание и мелкая моторика помогают ребёнку с нарушением зрения
исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, позволяя тем
самым лучше познать мир, в котором он живёт; способствуют повышению самооценки
ребёнка, так как дают возможность приобрести социальный опыт.
Достичь
высоких результатов в развитии мелкой моторики у детей с нарушением зрения возможно
только в процессе систематической, целенаправленной работы и при условии, что
деятельность каждого ребёнка должна быть успешной, только тогда сохраняется
устойчивый интерес к играм и упражнениям.
Для
того, чтобы добиться успешности и возможности постепенным, поэтапным овладением
детьми комплексов дидактических игр и упражнений, необходимо, чтобы дети с
нарушением зрения сначала научились свободно, непринуждённо пользоваться
движениями своих рук. Для этого 2-3 раза в день по 3-5 минут провожу игры с
пальчиками. Подбираю упражнения разнообразные, эмоционально – приятные,
неутомительные и динамичные. Дети учатся точно выполнять произвольные движения
по моей команде.
Например, упражнение Черепаха.
Черепаха,
черепаха - Положить кулачки на стол,
В панцире живёт - можно тихонько постукивать ими.
Высунет
головку, - высунуть указательные пальцы
Обратно
уберёт. - убрать обратно.
Так
же использую игры – упражнения «С веток ягоды снимаю», «Апельсин», «Дерево»,
«Цветы» и.т.д.)
Затем
показываю детям и обучаю приёмам самомассажа рук. В упражнениях дети учатся
выполнять массажные движения: надавливание, пощипывание, разминания,
потягивание за кончики пальцев. Стараюсь сопровождать массаж весёлыми стихами,
приговорками. Самомассаж кистей и пальцев рук всегда доставляет детям
удовольствие, радость.
Например, упражнение Карандаш.
Карандаш
в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно
каждый пальчик
Быть
послушным научу.
(Грани
карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают
напряжение. Пропустить карандаш между одним и двумя - тремя пальцами, удерживая
его в определённом положении в правой и левой руке). Массаж
ладоней мячиком – ёжиком. Вертеть их в руках, щёлкать по ним пальцами.
Мячик
мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Вправо-влево
– как хочу.
Сверху
– влево, снизу –правой
Я
его катаю. Браво! 
(Упражнения «Краб», «Медведь», «Кормление
птенцов» и.т.д. Самомассаж в «сухом бассейне», сопровождая стихотворным текстом
или под музыку).
После
самомассажа приступаю к упражнениям, направленным на развитие тактильных
ощущений и упражнений, способствующих развитию динамической координации
движений пальцев рук.
«Опознание
предмета» – ребёнок одной рукой ощупывает предмет, другой рукой (с открытыми
глазами) его зарисовывает на листе бумаги.
«Резиночка»
- для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 см. Все пальцы вставляются в
резинку, задача передвинуть её на 360 градусов сначала в одну, затем в другую
сторону. Выполняется поочерёдно правой и левой рукой.
На
следующем этапе дети осваивают игры и упражнения с предметами. Например,
- Из пуговиц разного размера и цвета выложить
рисунок.
- В ярком подносе рассыпана мелкая крупа.
Нарисовать пальчиком по крупе заданный рисунок.
-
Насыпать горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт
горошинку и удерживает её остальными пальцами ( «собираем ягоды), потом берёт
ещё и ещё – набирает целую горсть.
-
Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок так, чтобы он весь уместился
в кулачке.
-
Создать на бархатной бумаге узоры из цветных нитей ( ниткопись).
-
Работа с цветной проволокой (сгибание из
проволоки различных фигур).
-
Перенос воды из одной ёмкости в другую при помощи губки.
-
Игры с бумагой (складывание, разворачивание, скручивание, перелистывание,
измельчение и. т. д.)
Во
время проведения игр с предметами особенно хорошо развивается мелкая моторика,
укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев,
т.е. развивается ручная умелость, так необходимая детям с нарушением зрения.
Универсальность
обучающих возможностей дидактических игр и упражнений состоит в том, что их
можно использовать и на занятиях, и в быту, в трудовых действиях, и в общении
между детьми, и в самостоятельной деятельности.
По
развитию тонкой моторики, тактильной чувствительности, умению ориентироваться
большую помощь оказывают специальные пособия и подручные предметы.
Тренажеры:
«Шнуровка», «Гвоздики», «Тактильные дощечки» 
Упражнение
«Башмачки».
Крышки
пальчики обули,
Смело
в них вперед шагнули
И
пошли по переулку
На
веселую прогулку.
Пальцы,
словно балеринки,
Но
одетые в ботинки,
Каждый
пальчик, будто ножка,
Только
шаркает немножко.
(Крышки
надеваются на указательный и средний пальцы руки. Произносится стихотворение
вместе с педагогом, дети передвигают пальцы, не отрывая их от поверхности
стола. После каждого двустишия – смена рук.)
Упражнения
с грецким орехом
1.Ребенок
катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
"Я
катаю мой орех,
Чтобы
стал круглее всех".
(Два
грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого).
2.
(Все движения выполняются в соответствии с текстом и инструкцией)
Наш
орешек непростой,
Он
волшебный, золотой.
С
орешком будем мы играть
Своим
ручкам помогать.
Мы
с орешком поиграем, (в правой руке)
Его
с горочки катаем.
Вверх
и вниз, вверх и вниз
Ты
по пальчикам катись!
Снова
весело играем, (в левой руке)
По
другой руке катаем.
Вверх
и вниз, вверх и вниз
Ты
по пальчикам катись!
В
пальцы мы орех возьмём (в правой руке)
И
немного повернём.
Крепко
пальцами держи
И
ещё раз поверни.
В
другую руку мы возьмём (в левой руке)
И
немного повернём.
Крепко
пальцами держи
И
ещё раз поверни.
1,
2, 3, 4, 5!
Мы
закончили играть.
Пальчики
свои встряхни,
И
немного отдохни!
Игры
с прищепками
Для
развития памяти у детей при заучивании стихотворений и для развития мелкой
моторики существуют игры с прищепками, когда недостающие детали в рисунке
заменяют прищепками. Цель данной игры: развивать творческое воображение
дошкольников. Учить детей манипулировать с предметами по образцу, проявлять
фантазию, выбирая из предложенных нескольких фигурок нужную. Способствовать
расширению и активизации словаря дошкольника, а также развитию памяти и
мышления.
 
Солнышко
Солнышко
утром рано встаёт.
Лучики
тянет –тепло нам даёт.

Ёжик
Ёжик,
ёжик, где гулял?
Где
колючки потерял?
Ты
беги скорей к нам, ёжик.
Мы
сейчас тебе поможем.
Наша
любовь, забота, профессиональная помощь детям с нарушением зрения обеспечивают
гармоничное развитие каждого ребёнка, радостное восприятие им окружающего мира
и уверенность в себе.
Предложенный
материал актуален как в работе с детьми с патологией зрения, так и в работе со
здоровыми дошкольниками.
Шабунас Елена Владимировна
воспитатель дошкольных групп
МОУ «Начальная школа – детский сад
компенсирующего вида №1» г. Воркуты
|