Среда, 25.06.2025, 09:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск

Статьи

Главная » Статьи » Инновационная деятельность

Что такое инновация?

Такие понятия, как «инновации», «инновационная деятельность», «инноватика», «новации» буквально в течение нескольких лет прочно укоренились в словаре представителей сферы образования: управленческих работников, методистов, рядовых педагогов. Иногда частые ссылки на «инновационность» деятельности наводят на мысль об инновации как о некоем модном явлении. Между тем  люди, говорящие об инновации, зачастую очень поверхностно понимают природу и смысл данного явления, подменяя модным термином слова и понятия правильные, но звучащие не так интересно. Попробуем вместе  разобраться и понять: что же это такое – «инновация».

Новейший философский словарь предлагает следующее толкование этого понятия:

1)     Инновация (позднелат. inovatio, англ. innovation - нововведение) – это те явления культуры, которых не было на предшествующих стадиях ее развития, но которые появились на данной стадии и получили в ней признание, иначе говоря – «социализировались»; закрепившиеся (зафиксированные) в знаковой форме и (или) в деятельности посредством изменения способов, механизмов, результатов, содержаний самой этой деятельности.

2)     Во втором случае чаще используют понятие нововведение, выражая его сущность в терминах инновационной деятельности и инновационных процессов (если учитывается процесс сопряженных изменений в среде) и раскрывая его содержание как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся в ходе развития социокультурных систем и субъектов.

Cлободчиков Виктор Иванович, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, директор Института развития дошкольного образования РАО провел глубокие исследования таких явлений, как «инновация» и «новация». Его статья  размещена на сайте Исследователь.ru. Вы можете познакомиться с результатами его изысканий в полном объеме, перейдя по ссылке http://www.researcher.ru/methodics/nauka/a_1xizkd.html

Сегодняшний день предъявляет серьезные требования к образованию, к деятельности образовательного учреждения, к деятельности каждого педагога в частности. Эта деятельность должна носить осмысленный, системный, значимый характер и с точки зрения культурологического подхода, и с точки зрения социального запроса и общественно-политических тенденций. Самое главное: образование сегодня должно быть как развивающим, так и развивающимся. Именно эти два момента явились причиной появления новой предметной области инновационной - проектно-исследовательской деятельности в сфере образования.

Слободчиков В.И. предлагает следующую типологию проектирования:

1)   педагогическое проектирование развивающих образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала;

2)   социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и развивающих образовательных сред, адекватных определенным видам образовательных процессов; а главное - адекватных традициям, укладу и перспективам развития конкретного региона России;

3)  собственно педагогическое проектирование - как построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности. Именно здесь возникает особая задача проектно-исследовательской деятельности по обеспечению перехода от традиционного образования (традиционной школы, традиционных систем управления, традиционного обучения и воспитания) к образованию инновационному, реализующему общий принцип развития человека.

Схема полного цикла возникновения и реализации  инновации в образовании, на основании исследований Слободчикова В.И. можно представить следующим образом: 


1.Источник инноваций – проблемы, потребности (управленческого 
или образовательного характера), требующие системных изменений 
2. Рождение инновационного предложения – идея, новация,
направленные на решение проблемы или удовлетворения потребности

3. Деятельность или технологический процесс
по реализации идеи, новации (обучение,
внедрение, трансляция)
4. Непосредственно инновационный процесс -  анализ, корректировка, 
систематизация деятельности с целью придания новации упорядоченного
практического характера или « укоренение новации в практике»
5. Окончательная трансформация новации в новый тип или форму
педагогической или управленческой практики
  Не всякая деятельность инновационна, поскольку инновация – это деятельность,  которая:

-  в контексте определенной социальной практики приводит  к существенным изменениям в ней по сравнению с существующей традицией;

-  несомненно, оправдана, если направлена на решение комплексной проблемы, порождаемой столкновением сложившихся и еще только становящихся норм практики, либо – несоответствием традиционных норм новым социальным ожиданиям;

- становится доступной и полезной не только субъекту инновации, но и окружающим людям, что в свою очередь предполагает оформление и трансляцию инновационного опыта;

-  имеет особый смысл,  заключенный в преобразовании существующей практики или создании принципиально новой практики, что предполагает обязательное организационно-управленческое оформление нововведений и их нормативное закрепление в изменяющейся практике.

В настоящий момент российское образование, а вместе с ним и все мы, активно развивается и имеет все шансы стать не только инновационным, но и саморазвивающимся при успешном соблюдении нескольких условий:  осуществление психологического исследования возрастно-нормативных моделей развития личности, педагогическое конструирование образовательных программ и технологий реализации этих моделей, соорганизация всех участников образовательного процесса, проектирование условий достижения новых целей образования и средств решения задач развития.[i]

Чижикова Е.И.,
главный специалист отдела
информационно-методического сопровождения
Департамента СК и ДОУ 

 



[i] Слободчиков В.И., статья «Инновации в образовании: основания и смысл»

Категория: Инновационная деятельность | Добавил: Special1 (05.12.2012) | Автор: Чижикова Е.И. E
Просмотров: 5354 | Комментарии: 21 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Фраза дня
Отдохни!
...
...