Такие понятия, как «инновации»,
«инновационная деятельность», «инноватика», «новации» буквально в течение
нескольких лет прочно укоренились в словаре представителей сферы образования: управленческих
работников, методистов, рядовых педагогов. Иногда частые ссылки на
«инновационность» деятельности наводят на мысль об инновации как о некоем
модном явлении. Между тем люди,
говорящие об инновации, зачастую очень поверхностно понимают природу и смысл
данного явления, подменяя модным термином слова и понятия правильные, но
звучащие не так интересно. Попробуем вместе
разобраться и понять: что же это такое – «инновация».
Новейший философский словарь предлагает следующее
толкование этого понятия: 1)
Инновация
(позднелат. inovatio, англ. innovation - нововведение) – это те явления
культуры, которых не было на предшествующих стадиях ее развития, но которые
появились на данной стадии и получили в ней признание, иначе говоря – «социализировались»;
закрепившиеся (зафиксированные) в знаковой форме и (или) в деятельности посредством
изменения способов, механизмов, результатов, содержаний самой этой
деятельности. 2) Во
втором случае чаще используют понятие нововведение, выражая его сущность в
терминах инновационной деятельности и инновационных процессов (если учитывается
процесс сопряженных изменений в среде) и раскрывая его содержание как комплексный
процесс создания, распространения и использования нового практического средства
(новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся в ходе
развития социокультурных систем и субъектов.
Cлободчиков Виктор Иванович,
член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, директор
Института развития дошкольного образования РАО провел глубокие
исследования таких явлений, как «инновация» и «новация». Его статья размещена на сайте Исследователь.ru. Вы можете познакомиться с результатами его
изысканий в полном объеме, перейдя по ссылке http://www.researcher.ru/methodics/nauka/a_1xizkd.html
Сегодняшний день предъявляет серьезные
требования к образованию, к деятельности образовательного учреждения, к
деятельности каждого педагога в частности. Эта деятельность должна носить осмысленный,
системный, значимый характер и с точки зрения культурологического подхода, и с
точки зрения социального запроса и общественно-политических тенденций. Самое
главное: образование сегодня должно быть как развивающим, так и развивающимся.
Именно эти два момента явились причиной появления новой предметной области инновационной
- проектно-исследовательской деятельности в сфере образования.
Слободчиков В.И. предлагает следующую
типологию проектирования: 1) педагогическое
проектирование развивающих образовательных процессов в рамках определенного
возрастного интервала; 2) социально-педагогическое
проектирование образовательных институтов и развивающих образовательных сред,
адекватных определенным видам образовательных процессов; а главное - адекватных
традициям, укладу и перспективам развития конкретного региона России;
3)
собственно
педагогическое проектирование - как построение развивающей образовательной
практики, образовательных программ и технологий, способов и средств
педагогической деятельности. Именно здесь возникает особая задача
проектно-исследовательской деятельности по обеспечению перехода от
традиционного образования (традиционной школы, традиционных систем управления,
традиционного обучения и воспитания) к образованию инновационному, реализующему
общий принцип развития человека.
Схема
полного цикла возникновения и реализации
инновации в образовании, на основании исследований Слободчикова В.И. можно
представить следующим образом:
1.Источник инноваций – проблемы, потребности (управленческого или образовательного характера), требующие системных изменений | 2. Рождение инновационного предложения – идея, новация, направленные на решение проблемы или удовлетворения потребности
| 3. Деятельность или технологический процесс по реализации идеи, новации (обучение, внедрение, трансляция)
4. Непосредственно инновационный процесс - анализ, корректировка,
систематизация деятельности с целью придания новации упорядоченного практического характера или « укоренение новации в практике»
| 5. Окончательная трансформация новации в новый тип или форму педагогической или управленческой практики
|
| Не всякая деятельность инновационна,
поскольку инновация – это деятельность, которая: |
-
в контексте определенной социальной
практики приводит к существенным
изменениям в ней по сравнению с существующей традицией;
-
несомненно, оправдана, если направлена
на решение комплексной проблемы, порождаемой столкновением сложившихся и еще
только становящихся норм практики, либо – несоответствием традиционных норм
новым социальным ожиданиям;
-
становится доступной и полезной не только субъекту инновации, но и окружающим
людям, что в свою очередь предполагает оформление и трансляцию инновационного
опыта;
-
имеет особый смысл, заключенный в преобразовании существующей
практики или создании принципиально новой практики, что предполагает
обязательное организационно-управленческое оформление нововведений и их
нормативное закрепление в изменяющейся практике.
В настоящий момент российское
образование, а вместе с ним и все мы, активно развивается и имеет все шансы
стать не только инновационным, но и саморазвивающимся при успешном соблюдении
нескольких условий: осуществление
психологического исследования возрастно-нормативных моделей развития личности,
педагогическое конструирование образовательных программ и технологий реализации
этих моделей, соорганизация всех участников образовательного процесса,
проектирование условий достижения новых целей образования и средств решения
задач развития.[i]
Чижикова Е.И., главный специалист отдела информационно-методического сопровождения Департамента СК и ДОУ
[i]
Слободчиков В.И., статья
«Инновации в образовании: основания и смысл»
|