Среда, 25.06.2025, 12:09
Приветствую Вас Гость | RSS

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск

Статьи

Главная » Статьи » Инновационная деятельность

Доклад "Управление инновационными процессами"

http://interaktivno.ucoz.com/upravlenie_inovacionnymi_processami_v_dou-v.v-kond.ppt

Желание быть на шаг впереди, всегда находиться в постоянном творческом поиске, прогнозировать образовательные потребности общества, осваивать новые педагогические и информационные технологии - все это условия поступательного развития образования, в основе которого, безусловно, лежит инновационный процесс. Пренебрежение инновациями заводит образование в тупик неразрешенных проблем или в скучное функционирование. Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его качества.

Хотелось  бы обратиться к словам известного философа Френсиса Бэкона, который сказал: «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед», это мудрое изречение вполне может быть подтверждением того, что нововведения в современном образовании не просто дань какой-то моде, а необходимость, продиктованная самой жизнью.

Однако, существует путаница между понятиями  новация и инновация.

Новация – (синоним – новшество) - какое-то новшество, которого не было раньше: новое явление, открытие, изобретение, новый метод удовлетворения общественных потребностей. Новация является «полуфабрикатом» или компонентом, с помощью которого можно создать товар/ услугу, обладающий потребительской ценностью и пользующийся спросом у потребителей. Самостоятельной ценностью новация является только для инноваторов.

Инновация (англ. innovation — нововведение, новаторство) - это конечный результат инновационной  деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта или услуг.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.(Сластёнин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластёнин. – М.:  Школа-Пресс, 2000 г.– с. 492.)

Педагогическая инновация –  нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. (Рапацевич, Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е. С. Рапацевич.– Минск: Современное слово. – 2005.– с. 198.)

Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. В научной литературе различают понятия "новация" и "инновация". Для выявления сущности этих понятий составим сравнительную таблицу.

С точки зрения целей и задач новация является частным, а инновация – системным понятием.

Методическое обеспечение новации находится в рамках существующих теорий, инновации – выходят за рамки существующих.

Новации относительно легко вписываются в существующие нормы понимания и объяснения, в то время как инновация может вызвать непонимание. Разрыв и конфликт, поскольку противоречит принятым нормам науки.

Новации носят экспериментальный характер, т.е. это апробация частных нововведений, а инновация – это целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат.

Новация ограничены во времени и по масштабу, инновация же носит целостный и продолжительный характер

Новация – это информирование субъектов практики, передача из рук в руки локального новшества, инновация предполагает проектирование новой системы деятельности в данной практике.

Новация – это апробация, внедрение как управленческий ход (сверху или по договоренности с администрацией), а инновация – это проращивание, культивирование изнутри, организация условий и пространства для соответствующей деятельности.

В результате новации происходит изменение отдельных элементов в существующей системе, а инновация ведет к полному обновлению позиции практиков, к преобразованию связей в системе и самой системы.

Новация с точки зрения новизны – это инициатива в действиях, рационализация, обновление методик, изобретение новой методики, а инновация – открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности.

В результате новации происходит усовершенствование прежней системы. Рационализация ее функциональных связей. В результате инновации возможно рождение новой практики новые исследования и разработки.

Итак, новация – это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация – это процесс освоения этого средства. Инновация – это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению. Нововведения – это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта.

Содержательная структура инновационного процесса предполагает рождение, разработку и освоение новшеств в обучении, воспитательной работе, организации учебно-воспитательного процесса, в управлении ОУ. В свою очередь каждый компонент этой структуры имеет своё сложное строение. Так, инновационный процесс в обучении может предполагать нововведения в методах, формах, приёмах, средствах (то есть в технологии), в содержании образования или в его целях, условиях и пр.

Управленческая структура предполагает взаимодействие четырёх видов управленческих действий: планирование – организация – руководство – контроль. Как правило, инновационный процесс в ДОУ планируется в виде концепции  или – наиболее полно – в виде программы развития ДОУ, затем организуются деятельность коллектива  по реализации этой программы и контроль над её результатами. Особое внимание следует обратить на то, что инновационный процесс в какой-то момент может быть стихийным (неуправляемым) и существовать за счёт внутренней саморегуляции (то есть всех элементов приведённой структуры как бы нет; могут быть самоорганизация, саморегулирование, самоконтроль). Однако отсутствие управления такой сложной системой, как инновационный процесс, быстро приведёт к его затуханию. Поэтому наличие управленческой структуры является стабилизирующим и поддерживающим этот процесс фактором, что, разумеется, не исключает элементов самоуправления, саморегуляции в нём.

Каждый компонент этой структуры имеет своё строение. Так, планирование (сводящееся фактически к подготовке программы развития) включает проблемно ориентировочный анализ деятельности ДОУ, формирование концепции  и стратегии её реализации, целеполагание и разработку операционного плана действий.

Для руководителей, которым трудно сразу перейти на ёмкую четырёхкомпонентную структуру управленческих действий, можно предложить её прежнюю – более объёмную разновидность, называемую ещё организационной структурой инновационного процесса. Она включает следующие этапы: диагностический – прогностический – собственно организационный – практический – обобщающий – внедренческий.[1]

Чем чаще руководитель будет обращаться в своей аналитической и в целом – управленческой деятельности к этим структурам, тем скорее они запомнятся, станут само собой разумеющимися.

Знание всех структур необходимо директору ещё и потому, что именно инновационный процесс и является объектом управления, а руководитель обязан досконально знать объект, которым он будет управлять.

Руководитель любого ОУ, а тем более того, что переходит в режим развития, т.е. образовательного учреждения, в котором организован инновационный процесс, обязан все преобразования осуществлять на безупречной правовой основе. Правовая норма – важный и необходимый инструмент управленческой деятельности.[2]

Конечно, любая норма – правовая, административно-ведомственная, нравственная – ограничивает свободу. Но свобода действий современного руководителя предполагает, прежде всего, его высокую правовую культуру. Без нормативной регламентации невозможна нормальная деятельность ОУ. Опора на право и нравственность в ОУ, реализующем новшества, - одно из важнейших условий обеспечения безопасности детей и педагогов.

После того, как руководитель всесторонне проанализировал ситуацию в ДОУ, определил, какие результаты работы необходимо улучшить, у него, естественно, возникает потребность в обоснованном выборе идей, с помощью которых это можно было бы сделать наилучшим образом.[3] Выбор идей неизбежен потому, что для достижения одних и тех же целей, тех или иных результатов могут быть отобраны разные нововведения, каждое из которых имеет свои сильные и слабые стороны. Казалось бы, такая логика размышлений очевидна, однако в реальной практике Вместо обоснованного подхода к выбору идей мы видим:

- у одних – стремление почти без всякого выбора внедрить, освоить буквально всё, чего раньше не было, что где-то услышали, увидели (не случайно о таких школах говорят, что они так "бешено" развиваются, что не успевают нормально функционировать);

- у других – стремление перепробовать, освоить новое подряд, дабы таким образом найти оптимальную  идею. Это, фактически, работа вслепую (слепые пробы и естественно – многочисленные ошибки);

- у третьих – стремление осваивать непременно то, что осваивают соседи для того, чтобы выдержать конкуренцию в борьбе за контингент учащихся, за хорошее мнение родителей, руководителей органов управления образованием;

- у четвёртых – отчётливо прослеживается стремление любой ценой не отстать от моды, быть на её гребне, а потому они очертя голову стремятся к статусу инновационного ОУ и непременно с вычурным, сложным названием;

- у пятых – готовность принять к осуществлению любую рекомендацию, любое указание местных органов управления, касающееся освоения той или иной новой идеи.

Нетрудно понять, что все эти подходы к нововведениям  чреваты серьёзными издержками.Но если руководителю все эти подходы не характерны, он понимает их ущербность и хочет обоснованно выбрать оптимальные именно для своего учреждения идеи развития. Выбор идей реализуется путём их обсуждения, продумывания группой компетентных лиц- экспертов (это наиболее зрелые и прогрессивные работники, приглашённые специалисты). Он включает сравнительную оценку идей с разных течек зрения: это и актуальности, и результативность, и методическая разработанность, и время, необходимое для освоения, финансовые затраты и многое другое.

Необходимо продумывать весь организационный механизм выбора идей, включающий сбор предложений учителей, детей и родителей с помощью собеседования и анкетирования, выявление предпочтений всех групп людей, участвующих в инновационном процессе, обсуждение отобранных инноваций на заседаниях методобъединений, творческих микрогрупп.

Идти в достижении цели руководитель должен не только и не столько от себя, сколько от других – исполнителей, реализаторов будущих нововведений. Очень важно, чтобы именно они сами участвовали в поиске, оценивали и выбирали новые идеи для освоения.

вовсе не обязательно решать актуальные проблемы ОУ только с помощью радикальных инноваций , не имеющих ни аналогов, ни прототипов. Если существует, хотя и не новая, но эффективная, технология, или программа, то не следует их отвергать только потому, что они не новы. Надо всегда помнить: прогрессивно то, что эффективно, независимо от того, когда оно рождено – давно или только что.

Подготовлено в 2011 г.

Кондратьевой В.В., заместителем директора

МБОУ «Прогимназия №1» г. Воркуты



[1] Ерофеева, Н.И.Управление проектами в образовании/Н.И.Ерофеева//Народное образование.–2002.–№ 5.– с. 96

[2]Каменский, А. К. Нормативно-правовая база общественно-государственного управления школой/ А. К. Каменский// Директор школы. – 2006. – № 3. – с. 93.

[3] Руднев, Е.Н. Миссия, стратегия и практические действия/ Е. Н. Руднев// Директор школы. – 2006. – № 8. – с. 39.

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                              

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                              

 

 


Категория: Инновационная деятельность | Добавил: Special1 (06.12.2012) | Автор: Кондратьева В.В. E
Просмотров: 5287 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Фраза дня
Отдохни!
...
...