http://interaktivno.ucoz.com/upravlenie_inovacionnymi_processami_v_dou-v.v-kond.ppt
Желание быть на шаг впереди, всегда находиться в постоянном творческом
поиске, прогнозировать образовательные потребности общества, осваивать новые
педагогические и информационные технологии - все это условия поступательного
развития образования, в основе которого, безусловно, лежит инновационный
процесс. Пренебрежение инновациями заводит образование в тупик неразрешенных
проблем или в скучное функционирование. Без инновационной работы сегодня нет
развития образования, нет современного его качества.
Хотелось бы обратиться к словам
известного философа Френсиса Бэкона, который сказал: «Кто не применяет новых
средств, должен ждать новых бед», это мудрое изречение вполне может быть
подтверждением того, что нововведения в современном образовании не просто дань
какой-то моде, а необходимость, продиктованная самой жизнью.
Однако, существует путаница между понятиями новация и инновация.
Новация – (синоним – новшество) - какое-то
новшество, которого не было раньше: новое явление, открытие, изобретение,
новый метод удовлетворения общественных потребностей. Новация является
«полуфабрикатом» или компонентом, с помощью которого можно создать товар/
услугу, обладающий потребительской ценностью и пользующийся спросом у
потребителей. Самостоятельной ценностью новация является только для
инноваторов.
Инновация (англ. innovation — нововведение, новаторство)
- это конечный результат инновационной деятельности, получивший
реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта или услуг.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение
нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию
совместной деятельности учителя и учащегося.(Сластёнин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластёнин. –
М.: Школа-Пресс, 2000 г.– с. 492.)
Педагогическая инновация –
нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии
обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. (Рапацевич, Е. С. Педагогика. Большая современная
энциклопедия/Е. С. Рапацевич.– Минск: Современное слово. – 2005.– с. 198.)
Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и
развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом
понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке),
освоению, использованию и распространению новшеств. В научной литературе
различают понятия "новация" и "инновация". Для выявления сущности этих понятий
составим сравнительную таблицу.
С точки зрения целей
и задач новация является частным, а инновация – системным понятием.
Методическое
обеспечение новации находится в рамках существующих теорий, инновации – выходят
за рамки существующих.
Новации относительно легко вписываются в существующие нормы понимания и
объяснения, в то время как инновация может вызвать непонимание. Разрыв и
конфликт, поскольку противоречит принятым нормам науки.
Новации носят экспериментальный характер, т.е. это апробация частных
нововведений, а инновация – это целенаправленный поиск и максимально полное
стремление получить новый результат.
Новация ограничены во времени и по масштабу, инновация же носит целостный
и продолжительный характер
Новация – это информирование субъектов практики, передача из рук в руки
локального новшества, инновация предполагает проектирование новой системы
деятельности в данной практике.
Новация – это апробация, внедрение как управленческий ход (сверху или по
договоренности с администрацией), а инновация – это проращивание, культивирование
изнутри, организация условий и пространства для соответствующей деятельности.
В результате новации происходит изменение отдельных элементов в
существующей системе, а инновация ведет к полному обновлению позиции практиков,
к преобразованию связей в системе и самой системы.
Новация с точки зрения новизны – это инициатива в действиях,
рационализация, обновление методик, изобретение новой методики, а инновация –
открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение
нового качества результатов деятельности.
В результате новации происходит усовершенствование прежней системы.
Рационализация ее функциональных связей. В результате инновации возможно
рождение новой практики новые исследования и разработки.
Итак, новация – это именно средство (новый метод, методика, технология,
программа и т.п.), а инновация – это процесс освоения этого средства. Инновация
– это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные
элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.
Инновации в образовании считаются новшествами, специально
спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке
педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать:
научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные
образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект
эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению.
Нововведения – это новые качественные состояния учебно-воспитательного
процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и
психологической наук, при использовании передового педагогического опыта. Содержательная структура инновационного процесса
предполагает рождение, разработку и освоение новшеств в обучении,
воспитательной работе, организации учебно-воспитательного процесса, в
управлении ОУ. В свою очередь каждый компонент этой структуры имеет своё
сложное строение. Так, инновационный процесс в обучении может предполагать
нововведения в методах, формах, приёмах, средствах (то есть в технологии), в
содержании образования или в его целях, условиях и пр.
Управленческая структура предполагает взаимодействие
четырёх видов управленческих действий: планирование – организация – руководство
– контроль. Как правило, инновационный процесс в ДОУ планируется в виде
концепции или – наиболее полно – в виде
программы развития ДОУ, затем организуются деятельность коллектива по реализации этой программы и контроль над её
результатами. Особое внимание следует обратить на то, что инновационный процесс
в какой-то момент может быть стихийным (неуправляемым) и существовать за счёт
внутренней саморегуляции (то есть всех элементов приведённой структуры как бы
нет; могут быть самоорганизация, саморегулирование, самоконтроль). Однако
отсутствие управления такой сложной системой, как инновационный процесс, быстро
приведёт к его затуханию. Поэтому наличие управленческой структуры является
стабилизирующим и поддерживающим этот процесс фактором, что, разумеется, не
исключает элементов самоуправления, саморегуляции в нём.
Каждый компонент этой структуры имеет своё строение.
Так, планирование (сводящееся фактически к подготовке программы развития)
включает проблемно ориентировочный анализ деятельности ДОУ, формирование
концепции и стратегии её реализации,
целеполагание и разработку операционного плана действий.
Для руководителей, которым трудно сразу перейти на ёмкую
четырёхкомпонентную структуру управленческих действий, можно предложить её
прежнюю – более объёмную разновидность, называемую ещё организационной
структурой инновационного процесса. Она включает следующие этапы: диагностический
– прогностический – собственно организационный – практический – обобщающий –
внедренческий.
Чем чаще руководитель будет обращаться в своей
аналитической и в целом – управленческой деятельности к этим структурам, тем
скорее они запомнятся, станут само собой разумеющимися.
Знание всех структур необходимо директору ещё и потому,
что именно инновационный процесс и является объектом управления, а руководитель
обязан досконально знать объект, которым он будет управлять.
Руководитель любого ОУ, а тем более того, что переходит
в режим развития, т.е. образовательного учреждения, в котором организован
инновационный процесс, обязан все преобразования осуществлять на безупречной
правовой основе. Правовая норма – важный и необходимый инструмент
управленческой деятельности.
Конечно, любая норма – правовая,
административно-ведомственная, нравственная – ограничивает свободу. Но свобода
действий современного руководителя предполагает, прежде всего, его высокую
правовую культуру. Без нормативной регламентации невозможна нормальная
деятельность ОУ. Опора на право и нравственность в ОУ, реализующем новшества, -
одно из важнейших условий обеспечения безопасности детей и педагогов.
После того, как руководитель всесторонне проанализировал
ситуацию в ДОУ, определил, какие результаты работы необходимо улучшить, у него,
естественно, возникает потребность в обоснованном выборе идей, с помощью
которых это можно было бы сделать наилучшим образом. Выбор идей неизбежен
потому, что для достижения одних и тех же целей, тех или иных результатов могут
быть отобраны разные нововведения, каждое из которых имеет свои сильные и
слабые стороны. Казалось бы, такая логика размышлений очевидна, однако в
реальной практике Вместо обоснованного подхода к выбору идей мы видим:
- у одних – стремление почти без всякого выбора
внедрить, освоить буквально всё, чего раньше не было, что где-то услышали,
увидели (не случайно о таких школах говорят, что они так "бешено" развиваются,
что не успевают нормально функционировать);
- у других – стремление перепробовать, освоить новое
подряд, дабы таким образом найти оптимальную идею. Это, фактически, работа вслепую (слепые
пробы и естественно – многочисленные ошибки);
- у третьих – стремление осваивать непременно то, что осваивают
соседи для того, чтобы выдержать конкуренцию в борьбе за контингент учащихся,
за хорошее мнение родителей, руководителей органов управления образованием;
- у четвёртых – отчётливо прослеживается стремление
любой ценой не отстать от моды, быть на её гребне, а потому они очертя голову
стремятся к статусу инновационного ОУ и непременно с вычурным, сложным
названием;
- у пятых – готовность принять к осуществлению любую
рекомендацию, любое указание местных органов управления, касающееся освоения
той или иной новой идеи.
Нетрудно понять, что все эти подходы к нововведениям чреваты серьёзными издержками.Но если руководителю все эти подходы не характерны, он
понимает их ущербность и хочет обоснованно выбрать оптимальные именно для
своего учреждения идеи развития. Выбор идей реализуется путём их обсуждения,
продумывания группой компетентных лиц- экспертов (это наиболее зрелые и
прогрессивные работники, приглашённые специалисты). Он включает сравнительную
оценку идей с разных течек зрения: это и актуальности, и результативность, и
методическая разработанность, и время, необходимое для освоения, финансовые
затраты и многое другое.
Необходимо продумывать весь организационный механизм
выбора идей, включающий сбор предложений учителей, детей и родителей с помощью
собеседования и анкетирования, выявление предпочтений всех групп людей,
участвующих в инновационном процессе, обсуждение отобранных инноваций на
заседаниях методобъединений, творческих микрогрупп.
Идти в достижении цели руководитель должен не только и
не столько от себя, сколько от других – исполнителей, реализаторов будущих
нововведений. Очень важно, чтобы именно они сами участвовали в поиске,
оценивали и выбирали новые идеи для освоения.
вовсе не обязательно решать актуальные проблемы ОУ
только с помощью радикальных инноваций , не имеющих ни аналогов, ни прототипов.
Если существует, хотя и не новая, но эффективная, технология, или программа, то
не следует их отвергать только потому, что они не новы. Надо всегда помнить:
прогрессивно то, что эффективно, независимо от того, когда оно рождено – давно
или только что.
Подготовлено в 2011 г.
Кондратьевой В.В., заместителем директора
МБОУ «Прогимназия №1» г. Воркуты
|