Среда, 25.06.2025, 12:13
Приветствую Вас Гость | RSS

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск

Статьи

Главная » Статьи » Инновационная деятельность

Проект психолого-педагогического сопровождения "Здравушка" (МБДОУ №26 г. Воркуты)
       Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, принятия МО и науки РФ «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» обусловили необходимость поиска современной модели организации и создания здоровьесберегающей среды для образования воспитанников нашего ДОУ. 
         Функционирование в инновационном режиме и переход на новые условия выдвигают особые требования к взаимодействию с ребенком педагогов и специалистов ДОУ. Важным условием совершенствования образовательного  процесса является  сохранение и укрепление психического и  физического здоровья  детей, как одного их эффективнейших условий, инициирующих процессы развития и воспитания ребенка. Для этого  необходима активизация деятельности всех участников образовательного процесса, направленная на создание условий здоровьесбережения, эмоционального благополучия,  психического и физического здоровья каждого ребенка, через удовлетворение эмоциональных потребностей и интересов, выявление причин эмоциональной дисгармонии, обучение приёмам саморегуляции эмоциональных состояний, повышение профессиональной компетентности педагогов и родителей воспитанников ДОУ.
         Кроме того, возникает необходимость и психологического сопровождения педагогов, так как его психологическое здоровье и эмоциональное благополучие отражается на профессиональной деятельности. Для совершенствования образовательной системы педагогам и специалистам необходимо не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, овладевать знаниями, самосовершенствоваться, но и работать с информационной средой, овладевать современными технологиями. В свою очередь это предполагает изменения педагогического мышления, привычных моделей поведения, индивидуального стиля деятельности, требующие значительных усилий, мобилизации творческих ресурсов и способностей человека. 
         Таким образом, актуальность создания здоровьесберегающей среды в ДОУ, социально-психологических условий для эмоционального благополучия, психического и физического здоровья и гармоничного взаимодействия всех участников образовательного процесса бесспорна
Проект по длительности – долгосрочный: рассчитан на реализацию по срокам (сентябрь 2011г.- февраль 2014г.)
Проект может быть реализован  в течение 1 – 3 лет, в зависимости от  условий дошкольного учреждения,   контингента участников образовательного процесса, их психологической составляющей. 
По количеству участников: не ограничен.
По профилю знаний: межпредметный проект.
Содержание проекта основано на модели психолого-педагогического сопровождения  и модели взаимодействия всех
участников образовательного процесса
По характеру создаваемых продуктов: информационный, практико-ориентированный.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка предполагает тесное взаимодействие воспитателей и специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя), в ходе реализации проекта, осуществляется в условиях интеграции различных образовательных областей дошкольного образования (здоровье, физическая культура, познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, музыка и художественное творчество).
Содержание проекта включает деятельность по повышению уровня психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей в сфере здоровьесбережения и здоровьеобразования.
Ресурсы проекта: 
Методическое обеспечение:
Научно-методическая литература: 
Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007 г.
Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного 
развития маленьких детей. – Кишинев, Изд-во «Вирт», СПб, Изд-во «Дорваль», 1993
Возная В.И., Коновалова И.Т.,Кулик Г.И.и др. «Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006 г.
Доценко Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники). Волгоград: Учитель 2010 г.
Каралашвили Е.А. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006 г.
Крылова Т.А. Сумарокова А.Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. Программа эмоционально-волевого развития детей 4 – лет СПб.: РЕЧЬ., М.: СФЕРА 2010 г.
Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 160 с.
Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей. Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996 г.
Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1997 – 176 с. илл.
Нищева Н.В. О здоровье дошкольников родителям и педагогам. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006 г.
Пазухина И.А. Давай познакомимся Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 – 6 лет: пособие для практических работников детских садов. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008 г. 
Уханова А.В. Завтра в школу Развитие эмоций и навыков общения у ребенка. - РЕЧЬ, М.: СФЕРА 2011 
Чередникова Т.В. Проверьте развитие ребенка: 105 психологических тестов. – СПб.: Речь, 2004. – 304 с.
Шипицына. Азбука общения. Издательство: Детство-Пресс, 2004 год Серия: Библиотека программы «Детство».
Развивающие игры: «Путешествие в мир эмоций», «Чувства, эмоции», «Домик эмоций», «Эмоциональные состояния», «Найди друзей», пиктограммы эмоций, «Составь портрет», «Забавный сундучок», «Загадки - отгадки»
Средства ТСО: серия компакт – дисков для общего развития детей «Музыка с мамой» (авторы Екатерина и Сергей Железновы); «Раним утром»; «Природа»; «Классика для малышей». 
Предполагаемые продукты проекта:
Продукты деятельности педагога-психолога, Зобниной Татьяны Петровны: 
материалы теоретико-практического семинара: «Профессиональный стресс и его профилактика» (Приложение 1):
«Практический материал по саморегуляции эмоционального состояния «Учусь жить без стресса» (Приложение 2); 
практический материал: Диагностический материал к проекту «Здравушка» (Приложение 3);
выступление: «Здоровый педагог – здоровый ребенок» (Приложение 4);
медиа – презентация: «Здоровый педагог – здоровый ребенок» (Приложение 5);
фонотека (Приложение 6): «Медитация для педагогов», «Там где жизнь»,  «Медитация для детей», «Гармония
вселенной»,  «Музыкальная радуга»;
методические рекомендации для педагогов: «Мир гармонии» аутогенная тренировка с детьми старшего
дошкольного возраста (Приложение 7);
консультации: «Создание эмоционально-благоприятной среды для ребенка в ДОУ», «Здоровьесбережения ребенка в
семье», «Психологические особенности развития дошкольника», «Учимся разрешать конфликты», «Коммуникативное развитие малыша»;
развивающие игры: «Цветик- семицветик», «Радуга чувств»;
наглядные пособия: «Рукавички настроений»;
картотеки игр: «Радуга движений» (Приложение 8); «Формирование основ эмоционального интеллекта» «Подвижные
игры с детьми в период адаптации», «Игровая деятельность с тревожными детьми», «Игровая деятельность с агрессивными детьми», «Игровая деятельность с замкнутыми детьми», «Игровая деятельность с «расторможенными» детьми»;
буклеты (Приложение 9): «Прогрессивная мышечная релаксация», «Профилактика синдрома эмоционального
выгорания», «Дыхательные техники. Абдоминальное дыхание для релаксации», «Аутогенная тренировка», «Приёмы эмоциональной саморегуляции» и др.
Продукты деятельности старшего воспитателя, Нестерук Евгении Анатольевны: 
практический материал для педагогов «Педагогическая мастерская по развитию эмоционального мира
дошкольников»: сценарии совместной познавательной деятельности с детьми дошкольного возраста; перспективный план по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста; комплекс развивающих эмоциональных игр (приложение № 16).  
консультации для педагогов: «Пошаговая технология продвижение к контакту и взаимопониманию с родителями»;
 «Эмоциональное благополучие ребенка - одно из основных условий сохранения здоровья» (Приложение № 14).
методические мероприятия с педагогами: «Деловая игра «Калейдоскоп эмоций» (Приложение № 15);
педагогический совет «Двигательное творчество – залог укрепления и сохранения психического и физического здоровья детей»;
методические рекомендации для педагогов: «Развитие эмоционального мира дошкольников»;
консультации для родителей: «Влияние родительских установок на развитие детей» (Приложение № 10); «Моё – твоё
настроение» (Приложение №11); «Здоровый малыш: пути естественного развития  ребенка» (Приложение № 12); «Эмоционально-развивающие игры с ребенком дома»; «Как вырастить ребенка здоровым и успешным» (Приложение № 13).
материалы дискуссионного клуба «Детский сад и семья – партнеры и друзья»:  «Игротренинг в работе с
родителями по созданию эмоционального комфорта в семье и детском саду».
Продукты деятельности инструктора по физической культуре, Толмачевой Татьяны Николаевны: 
фонотека «Детские песни для степ - аэробики»;
методическая разработка «Двигательная мозаика» (методическое сопровождение старшего воспитателя Нестерук
Е.А.): «Игроритмика для малышей: упражнения с использованием степов для детей 4-5 лет»; «Сценарии праздников, развлечений для детей старшего дошкольного возраста»; «Нестандартное оборудование для центров двигательной активности в группах» (Приложение № 17);
практический материал для педагогов: «Оздоровительные гимнастики с дошкольниками в условиях ДОУ»
(Приложение № 18).
Продукты совместной деятельности педагогов:
материалы семинара-практикума «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
ДОУ» (старший воспитатель Протасова О.И., инструктор по физической культуре Толмачева Т.Н.) (Приложение № 19);
сценарий родительского собрания «Как помочь ребенку сохранить здоровье» (старший воспитатель Протасова О.И.,
педагог-психолог Зобнина Т.П., инструктор по физической культуре Толмачева Т.Н.) (Приложение № 20);
мультипрезентация :«Как помочь ребенку сохранить здоровье» (старший воспитатель Протасова О.И., педагог
психолог Зобнина Т.П., инструктор по физической культуре Толмачева Т.Н.) (Приложение № 21).
Ожидаемые результаты:
1. Совершенствование здоровьесберегающей среды ДОУ.
2. Создание психологически комфортной среды и условий для организации эффективного воспитательно-образовательного процесса.
3. Повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах здоровьесбережения и здоровьеобразования.
4. Организация коррекционно-развивающей, профилактической работы и овладение методами саморегуляции эмоциональных состояний воспитанников и педагогов ДОУ.
5. Создание системы взаимодействия участников образовательного процесса в формировании  здоровьесберегающей среды ДОУ.
Для воспитанника:
1. Эмоциональное благополучие и психологический комфорт в условиях ДОУ, удовлетворение эмоциональных
потребностей и интересов
2. Укрепление и сохранение психического и физического здоровья.
3. Развитие способности познания себя и других людей.
4. Повышение самооценки ребенка, формирование положительной Я- концепции.
5. Овладение дошкольником способами снятия мышечного и эмоционального напряжения. 
6. Адекватное поведение ребенка в конфликтных ситуациях.
Для педагога:
1. Обогащение  профессиональной компетентности в проектировании, организации образовательной деятельности и
реализации педагогического процесса в здоровьесберегающей среде ДОУ, содействующей целостному развитию здорового ребенка дошкольника, на основе диалогичности и гуманности, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей, неповторимости и уникальности каждого ребенка.
2. Психологическое здоровье и эмоциональное благополучие, владение методами саморегуляции, способами снятия
мышечного и психоэмоционального напряжения. 
3. Эффективное взаимодействие  со всеми участниками образовательного процесса.
Цель проекта: Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, социально-психологических условий для эмоционального благополучия, психического  и физического здоровья, гармоничного взаимодействия всех участников образовательного процесса. 
Задачи проекта:
1. Создать психологически комфортную среду и условия для организации эффективного воспитательно-
образовательного процесса.
2. Выявить факторы эмоционального неблагополучия воспитанников в ДОУ (возникновение дистрессовых
невротических состояний, плохого самочувствия, фрустрации  потребностей).
3. Повысить компетентность педагогов и родителей в вопросах здоровьесбережения и здоровьеобразования.
4. Организовать коррекционно-развивающую и профилактическую работу и обучение приёмам саморегуляции
эмоциональных состояний для сохранения психологического здоровья воспитанников и педагогов.
5. Создать систему взаимодействия участников образовательного процесса (воспитанников, воспитателей,
специалистов и родителей воспитанников ДОУ)  по формированию здоровьесберегающей среды в ДОУ.



Категория: Инновационная деятельность | Добавил: Special1 (09.01.2013) | Автор: Нестерук Е.А., Зобнина Т.П. E
Просмотров: 2876 | Комментарии: 10 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Фраза дня
Отдохни!
...
...