Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, принятия МО и науки РФ «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» обусловили необходимость поиска современной модели организации и создания здоровьесберегающей среды для образования воспитанников нашего ДОУ. Функционирование в инновационном режиме и переход на новые условия выдвигают особые требования к взаимодействию с ребенком педагогов и специалистов ДОУ. Важным условием совершенствования образовательного процесса является сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей, как одного их эффективнейших условий, инициирующих процессы развития и воспитания ребенка. Для этого необходима активизация деятельности всех участников образовательного процесса, направленная на создание условий здоровьесбережения, эмоционального благополучия, психического и физического здоровья каждого ребенка, через удовлетворение эмоциональных потребностей и интересов, выявление причин эмоциональной дисгармонии, обучение приёмам саморегуляции эмоциональных состояний, повышение профессиональной компетентности педагогов и родителей воспитанников ДОУ. Кроме того, возникает необходимость и психологического сопровождения педагогов, так как его психологическое здоровье и эмоциональное благополучие отражается на профессиональной деятельности. Для совершенствования образовательной системы педагогам и специалистам необходимо не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, овладевать знаниями, самосовершенствоваться, но и работать с информационной средой, овладевать современными технологиями. В свою очередь это предполагает изменения педагогического мышления, привычных моделей поведения, индивидуального стиля деятельности, требующие значительных усилий, мобилизации творческих ресурсов и способностей человека. Таким образом, актуальность создания здоровьесберегающей среды в ДОУ, социально-психологических условий для эмоционального благополучия, психического и физического здоровья и гармоничного взаимодействия всех участников образовательного процесса бесспорна Проект по длительности – долгосрочный: рассчитан на реализацию по срокам (сентябрь 2011г.- февраль 2014г.) Проект может быть реализован в течение 1 – 3 лет, в зависимости от условий дошкольного учреждения, контингента участников образовательного процесса, их психологической составляющей. По количеству участников: не ограничен. По профилю знаний: межпредметный проект. Содержание проекта основано на модели психолого-педагогического сопровождения и модели взаимодействия всех участников образовательного процесса По характеру создаваемых продуктов: информационный, практико-ориентированный. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка предполагает тесное взаимодействие воспитателей и специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя), в ходе реализации проекта, осуществляется в условиях интеграции различных образовательных областей дошкольного образования (здоровье, физическая культура, познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, музыка и художественное творчество). Содержание проекта включает деятельность по повышению уровня психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей в сфере здоровьесбережения и здоровьеобразования. Ресурсы проекта: Методическое обеспечение: Научно-методическая литература: Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007 г. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. – Кишинев, Изд-во «Вирт», СПб, Изд-во «Дорваль», 1993 Возная В.И., Коновалова И.Т.,Кулик Г.И.и др. «Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006 г. Доценко Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники). Волгоград: Учитель 2010 г. Каралашвили Е.А. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006 г. Крылова Т.А. Сумарокова А.Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. Программа эмоционально-волевого развития детей 4 – лет СПб.: РЕЧЬ., М.: СФЕРА 2010 г. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 160 с. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей. Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996 г. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1997 – 176 с. илл. Нищева Н.В. О здоровье дошкольников родителям и педагогам. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006 г. Пазухина И.А. Давай познакомимся Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 – 6 лет: пособие для практических работников детских садов. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008 г. Уханова А.В. Завтра в школу Развитие эмоций и навыков общения у ребенка. - РЕЧЬ, М.: СФЕРА 2011 Чередникова Т.В. Проверьте развитие ребенка: 105 психологических тестов. – СПб.: Речь, 2004. – 304 с. Шипицына. Азбука общения. Издательство: Детство-Пресс, 2004 год Серия: Библиотека программы «Детство». Развивающие игры: «Путешествие в мир эмоций», «Чувства, эмоции», «Домик эмоций», «Эмоциональные состояния», «Найди друзей», пиктограммы эмоций, «Составь портрет», «Забавный сундучок», «Загадки - отгадки» Средства ТСО: серия компакт – дисков для общего развития детей «Музыка с мамой» (авторы Екатерина и Сергей Железновы); «Раним утром»; «Природа»; «Классика для малышей». Предполагаемые продукты проекта: Продукты деятельности педагога-психолога, Зобниной Татьяны Петровны: материалы теоретико-практического семинара: «Профессиональный стресс и его профилактика» (Приложение 1): «Практический материал по саморегуляции эмоционального состояния «Учусь жить без стресса» (Приложение 2); практический материал: Диагностический материал к проекту «Здравушка» (Приложение 3); выступление: «Здоровый педагог – здоровый ребенок» (Приложение 4); медиа – презентация: «Здоровый педагог – здоровый ребенок» (Приложение 5); фонотека (Приложение 6): «Медитация для педагогов», «Там где жизнь», «Медитация для детей», «Гармония вселенной», «Музыкальная радуга»; методические рекомендации для педагогов: «Мир гармонии» аутогенная тренировка с детьми старшего дошкольного возраста (Приложение 7); консультации: «Создание эмоционально-благоприятной среды для ребенка в ДОУ», «Здоровьесбережения ребенка в семье», «Психологические особенности развития дошкольника», «Учимся разрешать конфликты», «Коммуникативное развитие малыша»; развивающие игры: «Цветик- семицветик», «Радуга чувств»; наглядные пособия: «Рукавички настроений»; картотеки игр: «Радуга движений» (Приложение 8); «Формирование основ эмоционального интеллекта» «Подвижные игры с детьми в период адаптации», «Игровая деятельность с тревожными детьми», «Игровая деятельность с агрессивными детьми», «Игровая деятельность с замкнутыми детьми», «Игровая деятельность с «расторможенными» детьми»; буклеты (Приложение 9): «Прогрессивная мышечная релаксация», «Профилактика синдрома эмоционального выгорания», «Дыхательные техники. Абдоминальное дыхание для релаксации», «Аутогенная тренировка», «Приёмы эмоциональной саморегуляции» и др. Продукты деятельности старшего воспитателя, Нестерук Евгении Анатольевны: практический материал для педагогов «Педагогическая мастерская по развитию эмоционального мира дошкольников»: сценарии совместной познавательной деятельности с детьми дошкольного возраста; перспективный план по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста; комплекс развивающих эмоциональных игр (приложение № 16). консультации для педагогов: «Пошаговая технология продвижение к контакту и взаимопониманию с родителями»; «Эмоциональное благополучие ребенка - одно из основных условий сохранения здоровья» (Приложение № 14). методические мероприятия с педагогами: «Деловая игра «Калейдоскоп эмоций» (Приложение № 15); педагогический совет «Двигательное творчество – залог укрепления и сохранения психического и физического здоровья детей»; методические рекомендации для педагогов: «Развитие эмоционального мира дошкольников»; консультации для родителей: «Влияние родительских установок на развитие детей» (Приложение № 10); «Моё – твоё настроение» (Приложение №11); «Здоровый малыш: пути естественного развития ребенка» (Приложение № 12); «Эмоционально-развивающие игры с ребенком дома»; «Как вырастить ребенка здоровым и успешным» (Приложение № 13). материалы дискуссионного клуба «Детский сад и семья – партнеры и друзья»: «Игротренинг в работе с родителями по созданию эмоционального комфорта в семье и детском саду». Продукты деятельности инструктора по физической культуре, Толмачевой Татьяны Николаевны: фонотека «Детские песни для степ - аэробики»; методическая разработка «Двигательная мозаика» (методическое сопровождение старшего воспитателя Нестерук Е.А.): «Игроритмика для малышей: упражнения с использованием степов для детей 4-5 лет»; «Сценарии праздников, развлечений для детей старшего дошкольного возраста»; «Нестандартное оборудование для центров двигательной активности в группах» (Приложение № 17); практический материал для педагогов: «Оздоровительные гимнастики с дошкольниками в условиях ДОУ» (Приложение № 18). Продукты совместной деятельности педагогов: материалы семинара-практикума «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ» (старший воспитатель Протасова О.И., инструктор по физической культуре Толмачева Т.Н.) (Приложение № 19); сценарий родительского собрания «Как помочь ребенку сохранить здоровье» (старший воспитатель Протасова О.И., педагог-психолог Зобнина Т.П., инструктор по физической культуре Толмачева Т.Н.) (Приложение № 20); мультипрезентация :«Как помочь ребенку сохранить здоровье» (старший воспитатель Протасова О.И., педагог психолог Зобнина Т.П., инструктор по физической культуре Толмачева Т.Н.) (Приложение № 21). Ожидаемые результаты: 1. Совершенствование здоровьесберегающей среды ДОУ. 2. Создание психологически комфортной среды и условий для организации эффективного воспитательно-образовательного процесса. 3. Повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах здоровьесбережения и здоровьеобразования. 4. Организация коррекционно-развивающей, профилактической работы и овладение методами саморегуляции эмоциональных состояний воспитанников и педагогов ДОУ. 5. Создание системы взаимодействия участников образовательного процесса в формировании здоровьесберегающей среды ДОУ. Для воспитанника: 1. Эмоциональное благополучие и психологический комфорт в условиях ДОУ, удовлетворение эмоциональных потребностей и интересов 2. Укрепление и сохранение психического и физического здоровья. 3. Развитие способности познания себя и других людей. 4. Повышение самооценки ребенка, формирование положительной Я- концепции. 5. Овладение дошкольником способами снятия мышечного и эмоционального напряжения. 6. Адекватное поведение ребенка в конфликтных ситуациях. Для педагога: 1. Обогащение профессиональной компетентности в проектировании, организации образовательной деятельности и реализации педагогического процесса в здоровьесберегающей среде ДОУ, содействующей целостному развитию здорового ребенка дошкольника, на основе диалогичности и гуманности, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей, неповторимости и уникальности каждого ребенка. 2. Психологическое здоровье и эмоциональное благополучие, владение методами саморегуляции, способами снятия мышечного и психоэмоционального напряжения. 3. Эффективное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса. Цель проекта: Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, социально-психологических условий для эмоционального благополучия, психического и физического здоровья, гармоничного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Задачи проекта: 1. Создать психологически комфортную среду и условия для организации эффективного воспитательно- образовательного процесса. 2. Выявить факторы эмоционального неблагополучия воспитанников в ДОУ (возникновение дистрессовых невротических состояний, плохого самочувствия, фрустрации потребностей). 3. Повысить компетентность педагогов и родителей в вопросах здоровьесбережения и здоровьеобразования. 4. Организовать коррекционно-развивающую и профилактическую работу и обучение приёмам саморегуляции эмоциональных состояний для сохранения психологического здоровья воспитанников и педагогов. 5. Создать систему взаимодействия участников образовательного процесса (воспитанников, воспитателей, специалистов и родителей воспитанников ДОУ) по формированию здоровьесберегающей среды в ДОУ.
|