Среда, 25.06.2025, 09:45
Приветствую Вас Гость | RSS

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск

Статьи

Главная » Статьи » Инновационная деятельность

Проект "Олимпийский росток" (МБДОУ №53 г. Воркуты)

С 2009 года наше ДОУ является федеральной экспериментальной площадкой Института ППД РАО г. Москва по теме «Организация оздоровительной работы с ослабленным ребёнком в ОУ разного вида». Деятельность ДОУ в данном направлении является логичным продолжением работы в рамках муниципальной экспериментальной площадки по теме «Организация физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы с детьми дошкольного возраста в условиях Заполярья».

           Продолжая деятельность по здоровьесбережению воспитанников, педагоги регулярно изучали передовой опыт в рамках всероссийского движения «Дети России образованны и здоровы», анализируя и выделяя практические находки и рекомендации по развитию ОУ, способного реализовать в комплексе образовательные и оздоровительные задачи, стоящие перед системой образования на региональном и общенациональном уровне.

           Выбор направления дальнейшей работы, а именно «Реализация спортивно – ориентированного подхода в физическом воспитании дошкольников» не случаен.  

           В современных условиях на первый план выдвигается признание необходимости интеграции физического и спортивно-ориентированного воспитания. Спортивное воспитание детей рассматривается как процесс, в ходе которого создаются благоприятные условия для формирования интереса и желания проявить себя в коллективных играх-эстафетах и соревнованиях, поддержки двигательно одарённых детей, ориентации в мире спорта.           

           Также немаловажным моментом является следующий момент -  реальностью последних лет стало раннее (5-7 лет) начало занятий спортом. Желая здоровья своим детям, родители воспитанников начинают водить их в различные спортивные секции за пределами ДОУ уже с 5-летнего возраста. Однако педагоги ДОУ знают, что, в настоящее время рост спортивного мастерства обеспечивается, в первую очередь, за счёт постоянного повышения основных параметров тренировочных и соревновательных нагрузок, выполнение которых часто превышает адаптационные возможности организма ребёнка. Эта проблема приобретает особую остроту на начальных этапах многолетней спортивной подготовки, когда адаптационные резервы организма детей интенсивно расходуются как на естественный рост и развитие, так и на энергетическое и пластическое обеспечение выполнения задаваемых нагрузок. Проявляется ярко выраженное противоречие между возрастающими требованиями к подготовленности юных спортсменов и ограниченными адаптационными возможностями их организма.

             Поэтому у педагогов ДОУ появляется необходимость в поиске наиболее эффективных форм, средств и методов подготовки дошкольников к активным занятиям спортом, хотя акцент именно на спортивное воспитание дошкольников в полном понимании этого определения – новая сфера деятельности дошкольного образования. При всей дискуссионности вопроса о методике подготовки, применении тренировочных и соревновательных нагрузок, двигательных программах в строго научном смысле, следует отметить неразработанность методических подходов в аспекте целенаправленного повышения двигательного потенциала детей в возрасте 5 – 7 лет. В большинстве своём содержание практически всех методик направлено на механическую тренировку мускулатуры.

             Мы придерживаемся точки зрения, что главной задачей двигательной активности должна стать тренировка и совершенствование общей выносливости, как наиболее ценного оздоровительного качества, т.к. в процессе тренировки происходят глубокие позитивные изменения во многих системах организма. Важным свойством этого качества является возможность длительного поддержания достигнутого в результате тренировок уровня без значительного увеличения физических нагрузок, а также возможность его совершенствования в любом возрасте, чего нельзя сказать, например, о силе и тем более о быстроте.

             В процессе изучения нами результатов различных исследований (учёт закономерностей возрастного развития двигательного потенциала ребёнка, состояния здоровья, физического развития и подготовленности детей, тенденция развития спорта) позволили выделить принципы:

- активного здоровьеформирования (по В.К. Бальсевичу), который имеет в виду получение, наряду с тренировочными, оздоровительных и профилактических эффектов. Реализация данного принципа осуществляется через оздоровительный раздел программы ДОУ «Здоровый жизнерадостный ребёнок», обеспечивающий повышение резервов здоровья и снижающий возможность развития заболеваний у детей (своевременное формирование мышечной массы и скелета ребёнка, позволяющего предотвратить дисбалансы в их развитии, приводящих к хроническим заболеваниям опорно-двигательного аппарата и позвоночника, создающего условия для бытового и спортивного травматизма; закаливание организма). 

    Реализуя принцип активного здоровьеформирования, педагогический коллектив базируется на следующих положениях:

·        Возможность и целесообразность занятий спортом здоровых детей. Однако в условиях   постоянного снижения уровня здоровья современного человека эта задача несколько меняется: необходимо подготовить детей для занятий спортом, придать предварительному этапу оздоровительную направленность.

·        Возможность достаточно ранних систематических занятий спортом – целенаправленное повышение двигательного потенциала детей в возрасте 5-7 лет, которым владеют многие воспитанники.

            Применение принципа  активного здоровьеформирования позволяет получить следующий эффект: повышение резервов здоровья, формирование базовых компонентов двигательного потенциала, направленная позитивная социализация личности.

- принцип согласованности тенденций развития видов спорта, требований по виду спорта с интересами и возможностями детей.

           Реализация данного принципа означает необходимость такой организации педагогических воздействий, которая учитывала бы готовность ребёнка к восприятию информации определённого, прежде всего, двигательного типа. Кроме того, педагогами учитывается адекватность тренирующих и воспитательных воздействий ритмам возрастного развития детей, обеспечивающих природосообразность педагогических эффектов занятий спортом.

            В связи с вышеизложенным, у педагогического коллектива появилась идея по разработке педагогического проекта и созданию Спортивно – оздоровительного Центра «Олимпийский росток» на базе ДОУ. Создание данной модели инфраструктуры внутри ДОУ представляется нам весьма перспективным. Организационную основу  Спортивно – оздоровительного Центра (СОЦ) составляет единое образовательное и здоровьесберегающее пространство ДОУ. Также происходит реальное воплощение в жизнь принципа непрерывности образования и физического воспитания на разных возрастных этапах. Современные условия диктуют разработку следующих направлений деятельности:

1.      Содействовать приобщению всех воспитанников к ценностям физической и спортивной культуры, здоровому образу жизни, их вовлечению в физкультурно-спортивную деятельность и связанные с ней другие виды социально значимой деятельности.

2.      Соответствовать разнообразным интересам воспитанников, удовлетворять их разнообразные потребности (в физическом, интеллектуальном, нравственном, эстетическом совершенствовании, росте физических возможностей, отдыхе и развлечении, общении и т.д.).

3.      На основе этого стимулировать участие и создавать условия для участия в соревнованиях разного уровня не только физически развитых, спортивно одарённых, но практически всех воспитанников.

4.      Содействовать повышению социокультурного значения соревнований, их роли в социализации дошкольников в соответствии с ФГТ по физической культуре и общими задачами дошкольного воспитания и образования, прежде всего такими, как: оздоровление, формирование и развитие физической, спортивной, а также нравственной, эстетической, интеллектуальной, экологической культуры, культуры здоровья, культуры общения, культуры мира и т.д., т.е. целостное (гармоничное и всестороннее) развитие личности; патриотическое воспитание; приобщение к ценностям социального поведения и культуры мира.

             Разработка вышеперечисленных направлений была бы невозможна при традиционном подходе к организации деятельности, т.к. он не учитывает разнообразные интересы дошкольников, различный уровень их физической подготовленности, а кроме того не даёт возможности в полной мере реализовать огромный потенциал спортивной деятельности, заключённые в ней возможности для формирования не только физических качеств, двигательных умений и навыков, но также творческих способностей, эстетической культуры.

             Исходя из этого, для себя мы определили Основные задачи реализации проекта «Олимпийский росток»:

1.                            Разработать научно-методическое обоснование создания модели СОЦ «Олимпийский росток».

2.      Разработать и внедрить спортивно-игровые технологии с учётом психофизических возможностей дошкольников.

3.                     Способствовать начальному приобщению дошкольников к спортивным играм и занятиям.

4.                            Способствовать социализации детей.

5.                            Развивать потенциал способных и одарённых детей.

6.                         Повышать педагогическую компетентность родителей, привлекать их к активному участию в жизни ребёнка в ДОУ.

            Разработка и реализация проекта происходила в несколько этапов. На первом этапе работы мы провели следующую подготовительную работу:

1. Модернизировали существующую физкультурно-спортивную базу: пополнили современным развивающим спортивным оборудованием последнего поколения физкультурный зал и групповые спортивные уголки, а также в значительной степени обновили медицинское оборудование.

2. Пересмотрели содержание базовой рабочей программы по физической культуре, расширили её за счёт включения в занятия элементов спортивных игр, таких как баскетбол, волейбол, футбол, элементов ритмической гимнастики. В занятия по плаванию ввели элементы аквааэробики и спортивного плавания. Расширили модель здоровьесберегающей деятельности через организацию дополнительных спортивных  секций: детский фитнес, спортивное плавание, плавание для малышей.

3. Осуществлён мониторинг состояния здоровья детей, проведена диагностика физического и психического здоровья, а также раннее выявление предрасположенности детей к занятиям спортом.

            Второй этап работы направлен на разработку и апробацию системы направлений спортивно-ориентированного физического воспитания дошкольников. И что для нас является важным, мы пересмотрели имеющиеся спортивные технологии, расширив их новым содержанием, и предлагаем следующие направления  спортивно-ориентированного физического воспитания дошкольников:

1.      Индивидуально-ориентированное и коллективное направление «Спортивный маршрут» - определение перспективных линий физического и личностного развития как одного ребёнка, так и группы воспитанников в целом, на основании чего составляется индивидуальный и коллективный спортивный маршрут.

2.      Физкультурно-оздоровительное направление «Крепыш» - профилактика заболеваний и коррекция имеющихся у детей нарушений.

3.      Игровое направление «Малые Олимпийские игры» - обучение популярным спортивным играм.

4.      Направление игрового взаимодействия и сотрудничества «Дружная команда» - воспитание социально активной личности через формы общедоступного спорта.

5.      Направление организации активного творческого отдыха «Восьмое чудо спорта» - организация разнообразной игровой и продуктивной деятельности детей, а также поиск различных путей выполнения образцов и придумывания своих оригинальных идей.

6.      Направление семейного воспитания «Стартуем вместе!» - укрепление авторитета семьи, детско-родительских отношений, базовых семейных ценностей и традиций.

            В целом, за счёт внедрения новой для нас системы организации спортивно-ориентированного физического воспитания дошкольников удалось получить позитивные результаты по комплексу показателей:

Добиться устойчивой положительной динамики уровня здоровья и физического развития  детей.

·        Расширить объём двигательной активности воспитанников.

·    Увеличить количество детей, участвующих в соревнованиях, физкультурно-спортивных праздниках, различных конкурсах и фестивалях, сформировать у них позитивное отношение к спорту.

· Своевременно выявлять детей с ярко выраженными двигательными способностями.

·        Повысить имидж МБДОУ среди родителей и общественности.

 С учетом вышесказанного дальнейшее развитие СОЦ мы предполагаем по следующим приоритетам:

·        Разработка примерного Положения о СОЦ, регламентирующего структуру и деятельность СОЦ, систему используемых программ и технологий.

·        Формирование и реализация целостной концепции физического и спортивно-ориентированного воспитания в МБДОУ. 

        Разработка индикаторов эффективности функционирования СОЦ.

·     Научно-методическое обоснование интеграции основного и дополнительного образования по физической культуре.

·        Разработка комплексной рабочей программы по физическому и спортивно-ориентированному воспитанию дошкольников.

·  Обобщение и распространение педагогического опыта по реализации спортивно-ориентированного подхода в физическом воспитании дошкольников.

 

Тараторкина Т.В., старший воспитатель

МБДОУ «ЦРР-д/с № 53 «Радость» г. Воркуты

Категория: Инновационная деятельность | Добавил: Special1 (10.04.2013) | Автор: Тараторкина Татьяна Викторовна E
Просмотров: 974 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Фраза дня
Отдохни!
...
...