Среда, 25.06.2025, 12:03
Приветствую Вас Гость | RSS

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск

Статьи

Главная » Статьи » Предшкольное образование

Опыт организации консультативного пункта для детей, не посещающих ДОУ.

                                                         Пояснительная записка

Многие исследователи прошлого и современности говорят об уникальности семьи как одного из социальных институтов. Эта её особенность связана с имеющимися у неё возможностями для выполнения основной функции – рождения и воспитания детей.

По мнению многих авторов, семья – самый первый и наиболее долго действующий фактор, формирующий личность ребёнка. Влияние на него всех остальных общностей, социальных институтов лишь корректирует семейное воспитание. Ведь именно в семье перед ребёнком впервые открываются двери в огромный и удивительный мир. И от семьи во многом зависит, каким этот мир будет восприниматься ребёнком: интересным, волнующим, несущим открытия и позитивные эмоции или чужим и враждебным.

В семье заложен огромный воспитательный потенциал. Использование его в полном объёме является условием гармоничного роста и развития ребёнка, полноценного формирования его личности.

К сожалению, как показывают исследования, сегодня наблюдается неэффективное использование воспитательного потенциала семьи. У родителей отсутствует программа воспитания, в основном оно стихийно, их педагогические знания отрывочны, нет чётких представлений о возрастных и психических особенностях и потребностях ребёнка, они не умеют анализировать свои методы воспитания. И как следствие – частые ошибки, снижающие его результативность. Неправильное отношение родителей к воспитанию детей приводит к серьёзным проблемам в формировании личности ребёнка, нарушениям социальной адаптации, развитию невротических отклонений.

Ошибочные подходы к этому процессу, сложности родителей во многом связаны с их недостаточной компетентностью в сфере воспитания детей дошкольного возраста. Современные родители, с одной стороны, довольно образованные люди, а с другой – они мало информированы по вопросам педагогики, психологии, физиологии и других областей знаний. Сегодня у родителей с любым образованием  много вопросов о том, как воспитывать ребёнка. Поэтому семья в своей воспитательной деятельности нуждается в помощи.

Психолого-педагогическую информацию родители могут получать из разнообразных источников. Наиболее популярны среди них Интернет, периодическая печать, теле- и радиопередачи, научно-популярная литература. Это обусловлено, прежде всего, их доступностью, информативностью, наглядностью. Но их недостатком является отсутствие возможности учесть уникальность семьи, ребёнка, непосредственно ответить    на вопрос каждого родителя.

Более компетентными в этом оказываются специалисты дошкольных образовательных учреждений. Они могут осуществлять прямой контакт с родителями, наблюдать развитие ребёнка, получить «обратную связь» от родителей.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает: педагогическая наука, и практика на протяжении многих лет осуществляют поиск разнообразных форм и методов взаимодействия детского сада с семьёй. Сегодня успешно развиваются новые формы дошкольного образования: создание групп кратковременного пребывания детей в ДОУ, игротек, лекотек, центров медико-психолого-педагогической помощи семья, воспитывающим ребёнка на дому.

Возникающие формы призваны помочь семьям активно способствовать развитию ребёнка и получить квалифицированную помощь специалистов в области дошкольного образования. При этом новые формы ориентированы как на семьи, чьи дети регулярно посещают ДОУ, так и на те (часто даже в первую очередь), в которых дети в детские сады не ходят.

          Одной из таких новых форм является организация консультативных пунктов на базе ДОУ для семей, воспитывающих детей, не посещающих образовательные учреждения. Сама по себе форма консультации (лат. consultation – совещаюсь, обсуждаю, забочусь) не является новой для детских садов.

         Консультативные же пункты призваны оказать психолого-педагогическую помощь родителям, у которых нет возможности регулярно общаться с педагогами, психологами и другими специалистами, работающими в ДОУ, а также помочь гармоничному развитию детей. 

        Одной из основных задач нашего консультационного пункта  является оказание помощи родителям  детей 5-7 лет, не посещающих ДОУ, по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста. Если же семья принимает решение воспитывать ребенка дома, то она, безусловно, может рассчитывать на поддержку специалистов консультативного пункта вплоть до поступления в школу. Актуальность этой задачи обусловлена двумя моментами.

С одной стороны, дети, не посещающие ДОУ, часто не готовы войти в новую школьную жизнь. Их воспитание нередко осуществлялось стихийно, без чёткой обоснованной программы, вне определённой системы. Возможно, они подготовлены интеллектуально, но у них не сформирована мотивация обучения в школе, они не готовы проявлять внимательность и усидчивость, испытывают сложности в общении со сверстниками. Переход в школу и адаптация к школьной жизни у них затруднена. Чтобы школа не превратилась для ребёнка в «сплошной кошмар», важно вовремя помочь ему.

С другой стороны, родители также обеспокоены проблемой готовности ребёнка к обучению в школе и дальнейшего успешного его протекания. Поэтому существует социальный запрос родителей на подготовку детей к обучению в школе. Многие педагоги знакомы с ситуацией, когда родители стремятся отдать ребёнка в подготовительную группу детского сада, записать в различные кружки, осуществляющие такую подготовку, нанять частного репетитора или гувернёра. Поэтому, несомненно, важно предоставить детям и родителям грамотную помощь педагогов и специалистов в подготовке к школе.

Несмотря на то, что в современных условиях запрос родителей сформировался таким образом, что проблема подготовки к обучению в школе стоит на первом месте, их волнуют и многие другие аспекты воспитания и развития детей. Прежде всего, это вопросы комплексного развития ребёнка: воспитание воли, души, ума и сердца на основе любви, добра и красоты.

Целостность образовательного процесса в МБДОУ обеспечивается реализацией основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. Приоритет  достигается за счет использования модуля программы «Росинка. В мире прекрасного»  Л.В.  Куцаковой, С.И. Мерзляковой по художественно-эстетическому развитию.

Консультативный пункт  МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №81 «Веселые голоса» г. Воркуты начал работу 01.09.2008 года во исполнение приказа руководителя ДСК и ДОУ от 26.03.08 № 440.

Цели создания консультативного пункта:                                                                                                    

-          обеспечение единства и преемственности общественного и семейного воспитания;

-          поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих ДОУ. 

Основными принципами работы консультативного пункта

 являются:

-          добровольность,

-          компетентность;

-          соблюдение педагогической этики;

-          отношения родителей (законных представителей) воспитанников и специалистов консультативного пункта ДОУ строятся на основе сотрудничества и уважения к личности ребенка. 

Нормативно-правовое сопровождение деятельности

 консультативного пункта:

-          Конституция РФ;

-          Семейный кодекс РФ;

-          Закон РФ «об образовании»;

-          Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено приказом Министерства образования и науки РФ № 2562;

-          Конвенция о правах ребенка;

-          Приказ МО и Н РФ от 20.07.2011г. №2151 «Об утверждении ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

-          СанПиН 2.4.1.2660-10 «санитарно–эпидемиологические требования к устройству. Содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях»;

-          Устав МБДОУ;

-          Приказ по ДОУ о создании консультативного пункта. 

          Для обеспечения деятельности консультативного пункта

был разработан перечень документов:

-          Положение о консультативном пункте;

-          План мероприятий по работе с неорганизованными детьми и родителями, воспитывающих детей в семье;

-          Анкета для родителей;

-          График работы специалистов консультативного пункта;

-          Индивидуальный план работы с семьей.

     Описание деятельности КП:

     - Первоначально мы собираем сведения о семьях дошкольников, не посещающих ДОУ. 

-          Совместно с детской поликлиникой формируем банк данных неорганизованных детей нашего микрорайона в возрасте 5-7 лет.

-          Распространяем информационные буклеты через детскую поликлинику и участковых врачей по адресам, размещаем объявления на сайте ДОУ.

-          Организуем телефонную горячую линию для родителей детей, не посещающих ДОУ.

-          Организуем общее родительское собрание, с экскурсией по детскому саду.

-          Знакомим родителей с планом работы консультативного пункта.

-          При первой встрече родителей со специалистами консультативного пункта предлагается расширенная анкета, с целью выявления запросов. Родители сообщают, какой вопрос их интересует, выбирается удобное время для посещения консультативного пункта. Исходя из заявленной тематики, администрация привлекает к проведению консультации того специалиста, который владеет необходимой информацией в полней мере. Консультирование родителей проводится одним или несколькими специалистами одновременно, в зависимости от сути проблемы.

-   Помощь оказывается бесплатно. Для каждой семьи разрабатывается «Индивидуальный план работы с семьей». 

   Анализ эффективности работы:         

          Родители, которые неоднократно обращаются в консультативный пункт, со временем раскрываются, охотно делятся с педагогами своими проблемами, мыслями, семейным опытом и впоследствии доверяют своих детей нашему ДОУ. Большой процент родителей после общения со специалистами  консультативного пункта, поступают со своими детьми в школу раннего развития при «СОШ № 14», МОУ «Гимназия № 1». А желание вырастить детей всесторонне развитыми личностями – в  образовательные учреждения поселка: музыкальную школу, дом детского творчества, плавательный бассейн. В конце учебного года проводится анкетирование  с целью выявления степени удовлетворенности качеством предоставляемых услуг консультативного пункта.

           Данная вариативная форма деятельности МБДОУ позволила обеспечить педагогическое консультирование  родителей с учетом их запросов и потребностей и создать условия для  привлечения семей воспитывающих детей предшкольного возраста на дому к поступлению в ДОУ, школу раннего развития при СОШ, дополнительные образовательные учреждения культуры и спорта поселка.

                                                          

Познакомиться с дополнительными материалами: http://interaktivno.ucoz.com/prilozhenija.zip  

Категория: Предшкольное образование | Добавил: Special1 (09.12.2012) | Автор: Полномошнова Н.М., Хасанова О.И. E
Просмотров: 15443 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Фраза дня
Отдохни!
...
...